Вопросы

Буддизм обычно называют одной из мировых религий, однако такая западная классификация не совсем верно отражает суть этого явления. Буддизм — это набор практических методов и знаний, сложившийся на основе учения Будды Шакьямуни, жившего 2560 лет назад в Индии, и практики этого учения миллионами последователей.

Лучшее описание своего учения дал сам Будда. На санскрите Учение называется «Дхарма», а по-тибетски — «Чё». И то, и другое в переводе означает «каким все является». Таким образом, буддизм можно рассматривать как набор методов и практик, позволяющих нам стать способными видеть вcе таким, каким оно является, здесь и сейчас. В буддизме нет никаких догм, и мы можем задавать любые вопросы. В конечном итоге учение Будды нацелено на полное развитие и свободу человеческих тела, речи и ума.

В буддизме нет такого понятия, как бог-творец, считается, что мир существовал, существует и будет существовать всегда, лишь меняя свои формы. В этом смысле взгляды буддизма близки к современным научным взглядам.

В буддизме считается, что все, как внутри, так и снаружи, является нашим собственным умом. Здесь нет ни бога, ни дьявола, которые решали бы за нас, что мы должны переживать. Рай и ад творятся между нашими собственными ушами или ребрами — в зависимости от того, где мы представляем себе свой ум. Если мы способны каждый момент наблюдать, какое все вокруг интересное и неповторимое, это приносит только радость, если же постоянно обращаем внимание на недостатки, мы становимся духовно бедными. Тогда мы вечно оказываемся в плохой компании, и ни нам самим, ни другим не хочется раскрывать свои способности. Только от нашей собственной точки зрения зависит, полон ли стакан наполовину или пуст.

В отличие от религий веры, возникших на Ближнем Востоке, религии опыта Южной и Юго-Восточной Азии не призывают своих последователей слепо верить во что бы то ни было. Монотеистические религии веры возникли в исторических условиях, где жизнь была (и во многом остается такой) окрашена постоянной борьбой за выживание. Вопрос выживания в благоприятных климатических и исторических условиях Индии не стоял столь остро, поэтому во времена Будды общество там было намного свободнее. Сам Будда предостерегал учеников от безусловной веры в его слова и хотел, чтобы они всегда задавали вопросы и на личном опыте проверяли поучения, находя таким образом подтверждение сказанному. Он неизменно доверял самостоятельности и сообразительности людей и просто давал ученикам заглянуть в освобождающее зеркало его Учения, снова и снова показывая им то богатство, скрытое в них самих.

И в наши дни для того, чтобы стать буддистом, не нужно ничего принимать на веру. Можно оценить логику буддийской философии и решить, подходит ли она нам, можно попробовать, как работают буддийские методы психологической трансформации. После обретения личного опыта доверие к методам возникает само собой. Убедительность собственной практики здесь полностью заменяет слепую веру.

С точки зрения буддистов счастье — это естественное состояние ума каждого из нас. Переживать его нам не дают лишь привязанность к вечно меняющимся состояниям ума и жесткие концепции — ограничение непосредственного осознавания всевозможными понятиями и мировоззрениями.

Методом, позволяющим «приучить» ум к счастью — его истинной природе, является медитация. Применяя ее, мы открываем изначально присущие нам качества — бесстрашие, радость и активное сочувствие — и несём это понимание в мир.

Медитация превращает усвоенную информацию в опыт. На первом уровне её целью является успокоение ума и его удержание «на одном месте». Она создаёт пространство между воспринимающим и воспринимаемым, позволяя выбирать роли в комедиях жизни и избегать её трагедий. Эта защитная дистанция чаще всего достигается через осознавание собственного дыхания или концентрацию на форме Будды — медитацию, называемую «шаматха» на санскрите и «шинэ» на тибетском. Тот, кому удаётся удерживать это состояние ума в «лабораторных» условиях медитации, постепенно добьётся того же в повседневной жизни. Это первый шаг в развитии и необходимая основа для проникающего видения и более сложных практик.

Второй уровень медитации называется «випассана» на санскрите и «лхагтонг» на тибетском. Здесь медитация не имеет формы и нацелена на саму природу ума. Когда мы осознаём без какого-либо объекта осознавания, то спонтанно возникают проникновение в суть и понимание.

Таким образом, медитация — это концентрация ума на чём-либо и возникающая из этого ясность.

В буддизме слово «медитация» означает «без усилий покоиться в том, что есть». Это происходит посредством успокоения и сосредоточения ума, развития сочувствия и мудрости, работы с энергетическими каналами в теле и формами Будд из энергии и света. Самый же эффективный путь — постоянное отождествление с собственной просветленной природой и переживание окружающего мира как Чистой страны, — именно этому можно научиться на Алмазном пути. Когда опыт единства видящего, видимого и процесса видения становится непрерывным — в медитации и между медитациями — считается, что достигнута цель — состояние Великой печати (на санскрите — «Махамудра»).

Для того чтобы приступить к медитации, необходимо получить передачу от ламы или просто от опытного практикующего. Хорошо также поучаствовать в коллективной медитации с ведущим в буддийском центре — так вы приобретёте опыт, который позволит понять, насколько вам подходят методы Алмазного пути.

После этого медитацию можно практиковать самостоятельно. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что медитаций много, а вам из них нужно всего несколько: для начала это медитация на Шестнадцатого Кармапу, а если вы решили приступить к ступенчатому пути индивидуальной практики (нёндро), то первым шагом должно стать краткое Прибежище.

Какое же открытие, связанное с человеческой психикой, сделал Будда 2560 лет назад? Он постиг, что наш ум — это Ясный свет, он не рождался и не может умереть. Несмотря на то, что тела, мысли и чувства постоянно появляются, меняются и снова исчезают, сам ум, будучи открытым ясным безграничным пространством, не может умереть или исчезнуть. Так, когда Будда достиг Просветления, он обнаружил, что больше не ощущает себя мишенью. Он не был больше ни телом, к которому рано или поздно приходят болезни и немощь, ни вечно появляющимися, меняющимися и исчезающими мыслями и чувствами, — он являлся сияющим осознаванием. Он постиг, что не существует разделения между пространством и энергией внутри и снаружи, никогда и нигде. Он все знал, все осознавал, был един со всем и везде. Он чувствовал великую радость и проявлял великую любовь, которая является смыслом всего сущего, скрепляет все и заставляет вибрировать каждый атом.

Будда увидел, что потенциально каждое живое существо может постигнуть это состояние вневременного счастья, и всю оставшуюся жизнь рассказывал о том, как это сделать. Таким образом, Просветление является состоянием полной реализации потенциала живого существа и целью буддийской практики. Каждый может достичь Просветления, стать Буддой, что и сделали многие последователи вслед за основоположником Учения.

Конечно, да.

И женщины, и мужчины обладают природой Будды. В линии передачи Алмазного пути есть учителя обоих полов. Чем выше буддийские поучения, тем важнее женское начало. В южном буддизме (в Индокитае, Шри-Ланке и на Цейлоне) женщины не занимают высокого положения, там преобладает ритуальная, монашеская традиция. В северном буддизме Великого пути, который практикуют во Вьетнаме, Китае, Корее, Японии, Сингапуре, Гонконге, на Тайване, а также в Калмыкии, Бурятии, Туве и Тибете, женщина считается носителем мудрости, а мужчина — сочувствия. На высшем уровне медитации женское начало — это пространство, а мужское — радость.

Да, и особенно миряне и практики-йогины, которые имеют в этом практический опыт. Будда никогда не заглядывал в спальни своих учеников, и в буддизме нет жестких правил и установок для личной жизни. Будда учил не тому, что думать, но тому, как думать, как научиться правильно смотреть на мир, не пользуясь розовыми или черными очками своих эмоций, страхов, надежд и опасений. Поэтому советы буддийских учителей всегда основаны на их практическом опыте и подкреплены мотивацией принесения долговременной пользы ученику. Обычно такие советы даются в конкретных обстоятельствах конкретному человеку, который в этом случае действительно сможет воспользоваться ими.

Не обязательно. В буддизме есть три вида практики: монашеская, мирская и йогическая. «Профессиональные» буддисты — монахи и монахини — живут в специальных местах и носят «униформу», в то время как миряне поддерживают общество, не будучи при этом полностью поглощены мирскими делами и оставляя пространство для духовного развития. Йогины же обычно не следуют привычным правилам жизни в обществе, их практикой является поддерживать высший взгляд в любой ситуации и передавать его другим. В современном мире есть все типы практикующих — и монахи, и миряне, и йогины. В центрах Алмазного пути в России и на Западе практикуют миряне, в большинстве своем имеющие семьи и работу. Выезжая на курсы или углубляясь в свои практики, они обретают йогический взгляд, сохраняя и удерживая его в обычной жизни.

Сегодня нет четкой грани между мирским и йогическим буддизмом, как это было раньше в Тибете, где монахи существовали за счет мирян, которые поддерживали общество, а йогины жили в экстремальных условиях, занимаясь только познанием природы ума. Сегодня разница заключается в мотивации: для мирского буддизма основой является развитие сочувствия и мудрости, а йогическая практика состоит в развитии способности воспринимать мир как зеркало для ума. Это самый всесторонний и эффективный путь, включающий множество методов: работу с энергией ума, с его осознаванием и с его способностью отождествляться.

Буддизм в повседневной жизни означает: делать то, что находится перед носом, не убегая в прошлое и будущее. Делать лучшее, на что ты способен. И напоминать себе: «У меня есть Прибежище, и это — основа». Тогда появляется намного больше мужества и избытка — и можно попытаться вести себя как Будда каждый день. Так хорошо, как получается.

Современные буддисты-миряне живут полной жизнью, но при этом еще и медитируют, потому что хотят с возрастом становиться не только старше, но и мудрее. Стоит стараться не причинять вред и пытаться делать для других столько, сколько возможно. А самая эффективная практика — удерживать высший взгляд на все происходящее.

Конечно же, если кто-то действительно верит, что, избегая мяса, он способствует тому, чтобы было меньше убийств, — это очень хорошо для его кармы.

Однако с буддийской точки зрения вегетарианство — в первую очередь вопрос мотивации. Невозможно жить в физическом теле, совершенно не нанося вреда другим. Даже для того, чтобы получить чашку чая, сначала кто-то вспахал землю для посадки чайного куста, в результате чего погибло множество маленьких живых существ. Потом листы этого куста опрыскали, чтобы их никто не съел до сбора урожая, и в результате были убиты сотни червей, гусениц и жуков.

Поэтому Будда советовал не делать проблемы из-за питания, но и не позволять, чтобы в конкретной ситуации животных убивали именно для нас. Дело в том, что с буддийской точки зрения главной причиной убийства является плохая кармическая связь между животным и мясником. Эта карма созрела бы рано или поздно, даже если бы мясоедов не существовало в природе. В cансаре постоянно происходит круговорот кармы между палачом и жертвой: каждый палач в следующей своей жизни становится жертвой, и это может продолжаться очень долго. Главное — насколько возможно, не вовлекаться в этот процесс, а это может случиться, когда цыпленка режут специально, чтобы приготовить нам ужин. Тогда мы становимся прямыми соучастниками убийства, получая часть негативных кармических впечатлений, что в следующей жизни может привести нас к состоянию жертвы.

Буддисты со своей стороны могут делать пожелания лучшего перерождения животному, чье мясо они едят, повторяя при этом мантру Будды Сочувствия — ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Повторив мантру, можно подуть на мясо, передавая таким образом благословение. Правда, если мясо лежало больше семи недель на складе или в холодильнике, то связи между умом и телом животного уже не осталось, и это может не сработать. Но до того, как прошел этот срок, сознание все еще может присутствовать, воспринимать мантры и чувствовать, что вы настроены к нему дружелюбно. Такие действия и пожелания могут быть очень полезны для лучшего перерождения этого существа.

Все обладают природой и качествами Будды, так старайтесь находить что-то интересное в каждом, с кем встречаетесь. Если это трудно, думайте о том, что вам в человеке нравится. Если и это не получается, будьте благодарны за уроки терпения. Если и это невозможно, подумайте, что вам приходится провести с ним всего пару минут, в то время как он остаётся сам с собой круглые сутки. Если вы всё же испытываете трудности в общении, старайтесь избегать этого человека и желайте всяческого счастья, но подальше от вас.

Самое главное — быть для них хорошим примером. Также очень важно, чтобы они учились делиться и думать о других. Не нужно ограждать их от опыта, формирующего характер. Если они хотят залезть на дерево, и оно не слишком высокое, пускай забираются. Значительную часть знаний они должны получать от своих ровесников. Пусть лучше ребенок будет трудным в три года, чем в тридцать лет. Пусть он приобретает опыт, а вы будьте для него поддержкой и тылом, чтобы он мог экспериментировать, опираясь на надежную основу.

Не стоит говорить детям, что они должны стать буддистами. У них будет возникать естественный интерес, потому что им нравится спокойное время медитации. Скорее всего они захотят использовать буддизм, если смогут вами гордиться.

В буддизме считается, что иллюзия «я», или «эго», является причиной наших страданий, и не даёт нам увидеть, каким все является на самом деле. Осознание того, что нет никакой истинной самости, о которой необходимо постоянно заботиться, немедленно удаляет страдание, дает бесконечные возможности и превращает само пространство в нашего друга. В буддизме это называется Освобождением. Избавление от иллюзии «я» не означает потерю индивидуальности. Люди, достигшие Освобождения, сохраняют свои индивидуальные качества, но перестают воспринимать себя как мишень, на которую нацелены все события «внешнего» мира.

Далай-лама является политическим лидером Тибета, также его часто считают главой школы Гелуг тибетского буддизма (формальным главой школы Гелуг является настоятель монастыря Ганден, сегодня это 102-й Ганден Трипа, Тхубтен Ньима Лунгток Тензин Норбу). Но у остальных трех школ тибетского буддизма есть свои духовные лидеры, например, главой линии преемственности Карма Кагью является Кармапа — первый перерождающийся лама Тибета.

Обычно это не работает, ведь, несмотря на некоторые общие черты двух учений, при более глубоком погружении между ними всплывает много различий. Чтобы не терять понапрасну время, не стоит смешивать разные религии. У каждой из них свой путь, цели и взгляды. В буддизме целью является познание своего ума как Ясного света, то есть его полное развитие.

У людей могут быть духовные корни в разных областях, и каждый решает сам, что ему больше подходит. Эффективнее — «глубоко копать» в одном месте, чем поверхностно изучать сразу много учений.

Исторически буддизм — традиционная для России религия, корни которой уходят в VI век н.э., в те времена на территории Приморья существовали государства бохайцев и чжурчженей, исповедовавших буддизм. Сегодня буддизм практикуют в Бурятии, Калмыкии и Туве. Кроме того, благодаря активности ученика Шестнадцатого Кармапы Ламы Оле Нидала, за последние 30 лет в России появилось более 80 центров Алмазного пути. Этот путь наилучшим образом соответствует стилю жизни современных занятых людей, позволяя практиковать и развиваться в любое время, занимаясь любой деятельностью, ведь главный принцип Алмазного пути: «Вести себя как Будда, пока не станешь Буддой».